Емельянова Анна Николаевна,
учитель английского языка
МБОУ "Покровская СОШ № 2",
Республика Саха (Якутия)
Введение
Актуальность. Информационно-коммуникационные технологии, стремительно ворвавшиеся в образовательный процесс, продолжают такими же быстрыми темпами обновляться и развиваться, бросая вызов учительскому сообществу совершенствовать и углублять знания современных ИКТ, чтобы не отставать от веяний мировых инновационных педагогических технологий.
В наше время учитель уже не удивит учащихся своим умением представлять учебные материалы, созданные в программе Power Point. Современные школьники живут в мире новейших и быстро устаревающих компьютерных технологий. Также они быстро осваивают технические и технологические приемы пользования ими. Учителю современной школы очень сложно вызвать заинтересованность и мотивацию учащихся, не применяя в своей педагогической практике новейшие цифровые технологии на уроках и во внеклассной работе по предмету. Как учителю самому освоить новейшие цифровые технологии, чтобы быть, если не на высоте этих самых пресловутых технологий, то хоть не быть на «вы» с некоторыми из них? Как заинтересовать, заинтриговать, зажечь искорку интереса в глазах своих учеников?
Известно, что современное поколение детей, родившееся и выросшее в постиндустриальную эпоху и живущее в условиях информационной перенасыщенности, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития: аудио-, видео-, мультимедиа технологии, с трудом воспринимает традиционную подачу учебного материала в устном виде (от учителя – к ученику), также как и в печатном варианте (учебник – ученик). Для преодоления данного дисбаланса многие педагоги призвали на помощь Всемирную сеть Интернет.
Идея опыта
Сегодня в Интернете находится в свободном доступе огромное количество социальных сервисов (не путать с социальными сетями!), которые предоставляют всем желающим богатые возможности для визуализации и голосового сопровождения учебных материалов, которые учитель может сам создать для своих учеников с учетом их потребностей и уровня знаний. Учитель может также воспользоваться уже готовыми материалами, созданными другими педагогами.
Еще один вариант использования социальных сервисов – организация совместной работы учащихся в режиме онлайн под руководством учителя, самостоятельная работа учащихся над изучаемым материалом. Причем этот вид работы может носить характер домашней работы, так и работы в классе при условии наличия устойчивого Интернета в школе.
Цель и задачи
Цель: формирование социокультурных компетенций учащихся с помощью инновационных технологий и ИКТ;
Задачи: 1. Модернизировать способы обучения с помощью использования современных Интернет-технологий;
2. Интенсифицировать учебно-познавательный процесс овладения английским языком в аспекте аудирования, говорения, чтения, письма;
3. Организовать совместную работу в команде в режиме «учитель - учащиеся», или «учащийся – учащиеся»;
4. Развивать навыки проектной работы вне классно-урочной системы, самостоятельной информационно-поисковой деятельности;
5. Расширить общекультурный кругозор учащихся посредством знакомства их с различными источниками информации.
Механизмы достижения цели
Учителям иностранных языков часто приходится разрабатывать собственные учебные материалы. Современные технологии позволяют выполнять эту работу более эффективно, создавать учебно-методические материалы различной степени сложности – от планов уроков и упражнений до проблемных и проектных заданий, веб-страниц и дистанционных курсов самостоятельно, без помощи программистов.
Учебно-методические материалы можно создать с помощью специализированных образовательных электронных ресурсов и компьютерных программ общего назначения, которые представлены не только коммерческими продуктами, но и большим количеством условно-бесплатных и бесплатных программ.
Технологические и методические возможности программных средств, легкость их освоения и удобство использования, как правило, не зависят от того, являются ли они платными или бесплатными.
Ресурсы являются современной альтернативой представления конечного продукта обучаемых в рамках проектной работы, а также работа с электронными ресурсами повышает эрудицию и ИКТ-компетентность учащихся. Сервисы позволяют работать в режиме он-лайн одновременно группе участников независимо от того, где они находятся в данный момент.
Далее рассмотрим конкретные социальные сервисы Web 2.0, позволяющие модернизировать и интенсифицировать учебный процесс.
PREZI. Создание презентаций в онлайн среде Prezi.com является прорывом в области создания эффективных динамичных продуктов. Пользователям открываются широкие возможности, не все из которых доступны в традиционных Office приложениях. Регистрация на сервисе и освоение «пузырькового» интерфейса редактора среды для создания нового ИТ-продукта учителю английского языка не составит большого труда. Основные функции редактора: ввод текста, добавление изображения, картинки, видео, флеш-роликов, перемещение объекта, изменение его размера, готовые диаграммы, фреймы и другие. Каждый элемент может быть увеличен или уменьшен. Элемент может быть обрамлен фигурой. Настраиваются переходы между демонстрационными элементами, их последовательный путь. Элементы могут вращаться при переходе, направляться в любую сторону. Данный сервис можно использовать для совместной работы с учащимися, дав ссылку для приглашения к совместному редактированию презентации. Учитель может организовать одновременную работу всего класса.
Пример презентации: http://prezi.com/l3jtgbu52m6g/niagara-falls/
http://prezi.com/ofidfxvaga5o/christmas/
Calameo– это сервис мгновенного создания интерактивных публикаций в Интернете. Это новый способ публикации – простой для использования и с невероятно широкими возможностями. Из файла формата PDF можно создавать журналы, электронные книги, брошюры, каталоги, отчеты, презентации и многое другое.
Что такое интерактивная публикация? Это интерактивный электронный документ для чтения с компьютера. При этом создается ощущение чтения с бумажного носителя: можно с шелестом перелистывать страницы, отмечать интересные места, увеличивать масштаб изображения.
Преимущества интерактивной публикации заключаются в том, что обеспечивается экономия расходов и времени на публикацию, печать, рассылку копий и логистику.
Инновационное, оригинальное и увлекательное средство связи, которое сразу же пробуждает читательский интерес.
Легкий доступ и файловое хранилище, доступное в Интернете в любое время.
Технология создания публикации проста: создание презентации в программе Power Point, конвертация презентации в формат PDF, загрузка на сервис Calameo. Можно добавить в публикацию видео с YouTube.
Примеры: http://www.calameo.com/read/0019100384f23fb7a4d6b
Edu.glogster.com позволяет создавать интерактивные плакаты-глоги. Что такое интерактивный плакат? Глог, glogs (сочетание слов Графический + БЛОГ, graphical blogs) - это мульмедийная веб-страница или мультимедийный постер, на которых могут быть представлены тексты, фото, видео, звуковые файлы, графика, ссылки и др. Их можно отправлять на другие ресурсы, которые принимают html-коды, впрочем, как и вышеописанные Calameo, Prezi, Sliderocket и Helloslide.
Плакат - это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, знакомство, объявление, обучение и т. д.
Важно то, что плакат – это средство предоставления информации, то есть основная его функция – демонстрация материала.
Под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.
Таким образом, интерактивный плакат – это средство представления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Что из этого следует? То, что интерактивный плакат не является статичной иллюстрацией, он должен обеспечивать взаимодействие содержания с пользователем. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, видео- и аудио-файлов.
Для чего он нужен? В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов:
В рабочей области интерактивных плакатов могут размещаться любые мультимедиа объекты: статичные иллюстрации, анимация, текст.
Таким образом, интерактивные плакаты являются отличным помощником как преподавателю в процессе проведения занятия, так и обучаемым в процессе самообучения. Они способны предоставлять его в гораздо более наглядной и эффективной форме. За счет использования интерактивных элементов может быть решена одна из важнейших задач, стоящих перед учебными пособиями – привлечение внимания обучаемого и его вовлечение в активную познавательную деятельность.
Специально созданная версия для образования позволяет учителю организовать работу с целым классом.
Пример: http://yemeljanova.edu.glogster.com/glog-aloha-state/
Разнообразные Интернет-ресурсы используются для изучения и закрепления тематической лексики с помощью электронных флеш-карт, ментальных карт, виртуальных досок, кроссвордов.
На сервисе quizlet.com зарегистрированный учитель легко и быстро создаст комплекты флеш-карт. Каждая флеш-карта демонстрирует изображение слова. В зависимости от цели флеш-карта может представлять двустороннюю карту со словом на английском языке, а на обороте – на русском языке. Лексика отрабатывается в разных режимах: семантизация лексики, наведение курсором на изображение появившегося слова, печатание анимированного слова пока оно не исчезло.
Что такое флеш-карта? Это электронная карта.
Для чего нужны флеш-карты? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте пройдем по ссылке и познакомимся с наборами созданных флеш-карт.
Разберемся с терминами и познакомимся со способами демонстрации приемов эффективной работы с флеш-картами:
Как работать с созданными карточками:
фукция "учить": звук включается щелчком по значчку вверху слева. Нажимает на стрелочку, смотрим, сслуушаем, запоминаем;
функция "speller" - проверка орфографии. Наберите слово, которое вы слышите;
функция "learn" - пишем на слух;
функция "test" - проверка;
игра "scatter" - соотнесите слова и их определение;
игра "space race" - наберите слово, соответствующее определению или изображению и кликните "enter".
Для чего нужны флеш-карты? Для динамичного пополнения лексического запаса слов, для демонстрации при введении новых лексических единиц и их закрепления, для запоминания графического начертания слов как необходимого компонента совершенствования навыков письменной речи.
Примеры: http://quizlet.com/12922318/fruits-and-vegetaables-flash-cards/,
http://quizlet.com/21244720/animals-plural-flash-cards/
http://wordstash.com/academic_classes/1593-animals/lists/111394-animals,http://wordstash.com/lists/114456-professions, http://quizlet.com/12922318/fruits-and-vegetaables-flash-cards/,
Ментальные карты, или «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «схемы мышления» также представляют собой интерактивный ресурс для создания древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для мозгового штурма - создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.
Среди множества ресурсов получен положительный опыт на сервисах SpiderScribe.com — бесплатный сервис (Adobe Flash). В узлах карты могут содержаться: простой текст, картинка (jpg, png), дата (календарь), карта (GoogleMap), или прикреплён файл. Возможен экспорт созданной карты в формат jpg и png. Поддерживается совместная работа над картой.
bubbl.us — интернет-сервис для совместного создания диаграмм связей. Бесплатно можно создать до 3-х диаграмм, и это единственное ограничение.
В среде bubbl.us карта памяти может быть отдана в общее пользование нескольким пользователям. Для этого необходимо включить других пользователей в число своих «друзей» и разрешить им редактирование своей карты знаний. Когда мы работаем в среде bubbl.us мы можем увидеть, кто из «друзей» имеет доступ к нашим картам и кто из них в настоящее время работает над картой знаний.
Примеры:
http://www.spiderscribe.net/app/?c41f766e62f13b75af86780441706f8b,
http://www.spiderscribe.net/app/?c5e06c3bf78d6be60ad0bffe8715402c
Инструмент «виртуальная доска» предоставляет возможность создания интерактивных упражнений для классификации понятий (домашние животные – дикие животные, овощи – фрукты, американский - британский и пр.). Учащиеся простым перетаскиванием компьютерной мыши располагают понятия в определенных областях рабочего поля виртуальной доски.
В рабочее поле доски можно добавить стикеры с текстом, картинки, видео, документы Word, иконки, выбрать фон, еще можно создать группу. Есть календарь для напоминания запланированных дел и мероприятий.
Примеры: http://linoit.com/users/yemeljanova/canvases/I%20am%20going%20to%20....,
http://linoit.com/users/yemeljanova/canvases/Symbols%20of%20Britain
Программы для создания онлайн-кроссвордов kubbu.com, puzzlecup.com, hotpotatoes.org, learningapps.org, crossword forge. Последняя программа может быть очень полезна для школьников, которым хочется повысить оценку созданием интересного кроссворда. Благодаря этой программе можно легко создать кроссворд на русском и остальных языках разных сложностей. Возможность вставлять картинки, выбор любого цвета шрифтов. Пересечения слов сами автоматически подбираются программой, что очень поможет в создании кроссворда. Готовый кроссворд можно распечатать.
Преимущества использования кроссвордов:
Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет процесс усвоения новых знаний осуществлять в игровой ситуации, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени и самостоятельного добывания знаний. Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности.
Примеры: http://www.kubbu.com/a1/27366_colours
http://puzzlecup.com/?guess=9E691E0FD4C539AU
http://puzzlecup.com/?guess=6F3AC387A07B1AAU
http://LearningApps.org/display?v=tfacject
Видеотехнологии. Создание видеороликов и мультфильмов, анимированных коротких сюжетов для учащихся младших классов на сервисах goanimate.com, kerpoof.com.
Современный ребенок живет в условиях информационной цивилизации, для которой характерна принципиально новая образовательная среда, высокотехнологичные информационные средства обучения и развития: аудио-видео, мультимедиа технологии и др.
Использование видео делает занятие более эмоциональным и эффективным. Особенно эффективными на начальном этапе обучения иностранному языку являются мультфильмы. Их использование позволяет развивать речевую активность школьников. Мультипликация дает возможность в простой наглядной форме донести информацию до учащихся. Важно, что интерес к мультфильмам не ослабевает при неоднократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к повторению учебного материала и обеспечивает эффективность восприятия.
Достоинствами мультипликационных видеофильмов являются их:
- информативная насыщенность;
- концентрация языковых средств;
- эмоциональное воздействие на обучаемых и др.
В структуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыре этапа:
1) Подготовительный – этап предварительного снятия языковых и/или лингвострановедческих трудностей;
2) восприятие видеофильма – развитие умений восприятия информации;
3) контроль понимания основного содержания;
4) развитие языковых навыков и умений устной речи.
Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фильма.
Для решения каждой из поставленных задач ученики должны знать не только общее содержание видеофильма, но и уметь оценивать события, давать характеристику действующим лицам, используя при этом слова и выражения из речевого сопровождения мультфильма.
К видеосюжету можно составить множество разнообразных заданий: назовите имена персонажей; соотнесите имена героев и их характеристики; впишите пропущенные слова на карточках; обведите кружком слова из списка, которые услышали в мультфильме; расположите реплики персонажей в правильном порядке; назовите, какие предметы желтого/красного цвета увидели в сюжете; определите верные и неверные утверждения; озвучьте реплики героев в режиме «без звука» для совершенствования и развития навыков аудирования, говорения, чтения и письма. Задания должны соответствовать возрастным особенностям обучаемых.
Учащимся же среднего и старшего звена вполне по плечу создать авторские мультфильмы по заданным темам, например, Spooky Stories.
Примеры: http://goanimate.com/videos/0amhWTS3-P9Q?utm_source=linkshare
http://goanimate.com/videos/0LL8dfF3SKeo?utm_source=linkshare
http://goanimate.com/videos/0FY-g1UteLGI?utm_source=linkshare
www.kerpoof.com/#/view?s=2gs11djkp0o5cj04wgQ0-e-190483
Результаты и выводы
В условиях современных требований ФГОС и формирования УУД, а именно - формирование личностной, метапредметной и предметной деятельности, использование в учебно-воспитательной деятельности описанных ресурсов является эффективным средством достижения результата.
Используя в педагогической практике широкие возможности Интернета и ИКТ как механизма повышения качества образования, наряду с когнитивными целями по предмету «английский язык» учитель преследует и добивается следующих целей:
Реализация образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по иностранному языку согласно ФГОС в школе сегодня включает целый комплекс воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Сегодня перед учителями ставится цель формирования у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития универсальных учебных действий.
В понятие иноязычная коммуникативная компетенция входят такие элементы как:
Универсальные учебные действия, по моему мнению, соотносятся с ключевыми умениями XXI века:
Образовательные результаты рассматриваются на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначаются в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
По завершении обучения учащиеся смогут:
Личностные результаты
Учащиеся смогут:
Метапредметные результаты
К ним можно отнести:
Предметные результаты
К ним можно отнести: